Регистрация    Войти
Авторизация
» » Разбирая архив: мотоспорт

Разбирая архив: мотоспорт

Категория: История озерского спорта

Разбирая архив: мотоспортЛюдская потребность к физическим состязаниям породила великое множество разнообразных видов спорта, в том числе и идущих в ногу с научно-техническим прогрессом. Нет, речь идёт не об игре в шахматы с компьютерным гроссмейстером, а о ревущих моторах, месящих грязь колёсах, и восстающих против земного притяжения железных конях. Я говорю о мотокроссе.

Год от года этот зрелищный и экстремальный вид спорта привлекал в свои ряды всё больше спортсменов и поклонников. К счастью наш город не оказался исключением, и в середине 50-х годов при оборонном отделе Спортклуба "Гранит" образовалась мотосекция. Процесс становления был делом не из лёгких, но благодаря энтузиазму спортсменов (Л.Мокряк,Ф.Замалетдинов, В.Грязев, В.Денисов, В.Цыганков), взрослых уже людей, которые смогли своими достижениями построить платформу для молодого поколения пришедшего в последствии в мотосекцию. Достижения были на лицо, ведь в конце 60-х годов двое наших земляков (Игорь Кокшаров и Николай Шишкин) стали мастерами спорта СССР по мотокроссу. Спешу вас уверить в том, что если никто за годы существования мотосекции ранее не удостаивался этого звания, это не значит, что не было достойных кандидатов. Всё дело в том, что звание мастера в этом виде спорта появилось только во второй половине 60-х годов. Поэтому молодым мотокроссменам было к чему стремиться, и с кого брать пример для осуществления желания отточить своё мастерство владения мотоциклом до совершенства. В то время в секции занималось более двадцати человек на мотоциклах ИЖ, Кировец, и на переделанных из ИЖей мотоциклах для гонок по льду.

Выездные соревнования и показательные выступления в рамках городских торжеств привлекали в мотоспорт всё больше заинтересовавшихся мальчишек, но в секции не хватало техники и новичкам приходилось собирать один мотоцикл на двоих.

В 70-ые годы наступил рассвет мотосекции, появлялась новая техника: чешские ЧЗты и немецкие МЦ. В городе было уже около тридцати мотокроссменов, сформировалась хорошая команда гонщиков. На первенствах Челябинской обл., Европа-Азия, Центрального Совета и многих других, наши ребята занимали проходные места и получали баллы, тем самым всё больше приближая себя к заслуженным званиям. При СК "Гранит" сложилась жёсткая судейская бригада: Соколов и Мокряк (арбитры республиканской категории), Кулиши Сиваков (арбитры первой категории). Несомненно престиж мотосекции поддерживал тот факт, что к концу 70-х годов ещё пятеро наших сороковских парней стали мастерами спорта. Повальное увлечение молодёжи мотоциклами тоже внесло свою лепту в развитии мотоспорта тех лет.

И всё же камнем преткновения оставался вопрос о размещении секции, т.к. не имея собственного помещения спортсмены и тренера были вынуждены ютиться то в бараке на дамбе, то в старом гараже бывшей автошколы, то в бараке за бывшей столовой №4, более года провели на "Элинге" и снова перебрались в гараж на дамбе.

И вот в 1981 году закончилось строительство долгожданного мотогаража возле городского тира. Там было всё, что нужно: раздевалка, душевые, складские помещения и даже сварочный аппарат. Гараж построили, а вот трассу не успели, то не было денег, то некому было строить, и в конечном итоге всю прилегающую территорию занял гаражный массив. Но это не помешало развивать другие направления мотоспорта, такие как - гонки на мотоциклах с коляской, где проявил себя Александр Яковлев (кандидат в мастера спорта). Хотели попробовать и "триал", но для этого нужны были специальные мотоциклы, и от этой идеи отказались.

В конце 80-х положение резко ухудшилось. В связи с распадом Совета Экономической Взаимопомощи прекратились поставки мотоциклов и их комплектующих. Техника нуждалась в постоянном ремонте, и спортсмены начали покупать запчасти за свой счёт. Так долго продолжаться не могло, и в начале 90-х ребята обратились в СК "Гранит" с предложением восстановить те мотоциклы, которые ещё можно отремонтировать и передать их в частные руки.

Летом 1994 года мотосекция прекратила своё существование, техника была распродана по условной цене всем желающим, а помещение мотогаража передано картингистам.

Тренера (Кузнецов, Шишкин, Банников, Замалетдинов, Кулиш) могут гордиться мотосекцией, они воспитали семерых мастеров спорта (Кокшаров, Шишкин, Соколов, Варагайкин, Дьячков, Серых, Шумков) и четверых кандидатов в мастера спорта (Николай Кашин, Дмитрий Третьяков, Павел Пальчик, Александр Яковлев). Воспитанники этой мотосекции (Владимир Халявин, Вадим Губцов, Владимир Зонов,Николай Леднев), в чьих сердцах не угасла искра, и по сей день принимают участие на своих мотоциклах в городских показательных выступлениях.

Архивариус А.Ковригин, мл.скачать dle 11.3
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.